Книга Александра Тарасова «Революция не всерьез» еще не успела толком поступить в продажу, а автор уже получил в ухо от очередного обиженного «анархиста», Влада Тупикина. Сайт Aglob.ru вместо рецензии печатает список тех, для кого книга не предназначена. В первую очередь для гошей. Один из администраторов Белорусской Индимедии цитирует статью товарища Тарасова «Молодая левая России: год 2002»: «Самым несерьезным течением являются анархисты. Когда-то, во времена «перестройки», анархисты имели на территории России довольно крупные и мощные организации, выпускали массу периодических изданий (журнал «Община» долго считался лучшим неформальным журналом), вели активную пропаганду, вызывали интерес и уважение у молодежи. Все это в прошлом. Маленькие группки анархистов, действующие сегодня в России, носят опереточный характер, никому не страшны, и будущего у них нет.
Изредка выпускаемые анархистами издания поражают убогостью языка (зачастую русский литературный язык в них подменен панковским сленгом), декларативным тоном, узостью тем, инфантилизмом (что, впрочем, неудивительно, поскольку рассчитаны они в основном на подростков и зачастую такими же подростками делаются) и интеллектуальной скудостью. Это легко объяснить: та немногочисленная молодежь, которая приходит сегодня в анархистские группы, в основном состоит из панков (или так называемых припанкованных), обычно не блещущих интеллектом, плохо учащихся, умственно и эстетически неразвитых. Вдобавок ко всему молодежная анархосреда сильнейшим образом поражена пьянством и наркоманией». И приходит к выводу: «Если кому интересно читать то же самое, только на 500 страницах - флаг в руки».
Мне было интересно, и на то у меня были веские основания.
Первая часть книги представляет собой новую редакцию главы из книги товарища Тарасова «Левые в России: от умеренных до экстремистов», посвященной левакам. К левакам автор относит всех, кто отрицательно относится Сталину и партийной преемственности ВКП(б)-КПСС, т.е. анархистов, «новых левых», «пролетаристов» и троцкистов. На наш взгляд термин достаточно размыт, т.к. часть сталинистов (маоисты, ходжаисты) отрицают свою преемственность к КПСС после 1952-1956 года, а некоторые, ведущие свою традицию от «Пролетарской Левой» во Франции, на уровне идеологии близки к «новым левым» (в Минске это маоисты из ГКР «Красный Клин»). Глава охватывает период с конца 80-х по конец 90-х – расцвет леворадикального движения в России на постсоветском пространстве. Опыт выпуска первых печатных изданий, формирование идеологии, образование основных ветвей движения, в частности выделение из анархистов движения «новых левых», взаимодействие с профсоюзами и самостоятельное создание профсоюзов, первые экологические и крупные уличные акции. Тарасов все это скрупулезно изучил и сложил в книгу. Между строк мы находим наброски анализа – почему не вышло. Кризис идеологий, кризис практик, кризис структур… В этом же плане интересна и прилагающаяся полемика с «обиженными». Ревизионист Шубин, прошедший последовательный путь от анархизма Бакунинского образца до работы на Немцова, решил уличить Тарасова во лжи. Тем же путем сейчас пошел Тупикин. Оказывается работа в газете «Реакция» совместима с анархизмом, а книга Тарасова, в которой он пишет, что анархист Тупикин поставляет идеологию для «нашистов», совместима только с тем, чтобы дать автору в ухо.
Вторая часть обращается к 2000-2002 году. Полемика вокруг КПРФ, появление у НБП более-менее четкой идеологии, образование Российской Маоистской Партии (это уже вторая, на этот раз аутентичная волна маоизма в России, первыми были анархо-маоисты из ИРЕАН). Данные события малозначимы, т.к. здесь все прозрачно, многие, в том числе и я, были включены в эти события. Но статьи Тарасова еще раз фиксируют кризисное состояние российской и, косвенно, постсоветской левой. Это зеркало, показывающее нам наше истинное лицо.
Третья часть – истории из жизни западных квазиреволюционеров: ситуационалисты и Вопящий Лорд Сатч. Те, кто знаком с историей, знают, что в Майских событиях 1968-го во Франции участвовали в первую очередь анархисты, «новые левые», троцкисты, маоисты из «Пролетарской Левой», воспитанные на Сартре, Марксе, Ленине Мао, Троцком, Райхе, Маркузе. Ги Дебор и Ванейгем это лишь частный случай, не имевший широкого распространения. Но в Мифе о Красном Мае первое место странным образом отведено именно ситуационалистам. Сейчас все ситуационалистские практики поглощены буржуазным «обществом спектакля», против которого ситуационалисты выступали. Буржуа, торгующий майками с Че и надписями «СССР» - ситуационалист наоборот.
Четвертая часть книги представляется менее интересной. О том, кто такой Якушев мы знаем давно, с ним и Баумгартеном связан появившийся в 2000-х годах термин «красный путинизм». Для того, чтобы лучше понять всю логику «красных путинистов» (для РБ сейчас актуален «красный лукашизм» КПБ, АКМ, НБП, КПСС и косвенно ВКПБ), стоит прочитать статью Дитера Якобса «Гитлер, империализм и социал-демократы» (www.maoism.ru/articles/Gitlutin.htm). Илья Стогоff интересен только тем, что кусками перепечатал и переврал книг Тарасова «Левые в России: от умеренных до экстремистов» (забавно, но именно Стогоffская «Революция сейчас» с воодушевлением принята некоторыми белорусскими, да и российскими левыми, не имевшими возможности читать оригинальную версию).
Книга товарища Тарасова о российских квазиреволюционерах, но для белорусов она не мене важна. Не имея собственного опыта, мы часто говорим о том, что противостоим системе. А если присмотреться. Член ЦК ВКПБ Зеликов, считает, что двуязычие в РБ – заслуга ВКПБ. Без комментариев. Лидер КПСС в Беларуси Школьников считает, а вместе с ним и АКМ, что коммунисты должны выискивать «неправильных» бюрократов и стучать на них властям (читай Лукашенко). КПБ обращается к Лукашенко – выставьте свою кандидатуру на президентские выборы. АКМ деидеологизированная пророssийски настроенная молодежь, не нашедшая ничего лучше, чем облить дверь офиса БНФ краской. Мелкая склока между политическим импотентами. БНФ хотя бы получила от ЕС деньги за работу во вредных условиях, а что выиграл АКМ? Глушаков с плакатом «Долой самодержавие!». А почему не «Смерть рабовладельцам!»? Понятно, что это абстракция, но она отражает уровень абстрагированности от реальных социально-экономических процессов в РБ. «Разам!» застыло на уровне XIX века. Автономное Действие - драки с футбольными фанатами, НБП, АКМ (членов которого окрестили «красными фашистами»), немногочисленными фашистами. На уровне практики – анархо-гопничество, на уровне теории увязание в контркультуре и склонность к самоизоляции, в том числе и от рабочих. «Красный Клин», видимо самая пишущая и читающая секта в РБ, но секта. Самое главное, что нам удалось сделать – уйти из ВКПБ. При наличии четкой идеологии, большие проблемы с практическим наполнением.
Единственное, что нас всех извиняет – мы только начинаем. И для того, чтобы не изобретать политический велосипед необходимо обратиться к опыту ближайших к нам российских левых. Книга товарища Тарасова открывает такую возможность.
М. Вороновский, ГКР «Красный Клин»