Гендер и социальная практика
Доклад товарища Latura на БСФ 7 ноября в рамках секции «Гендер и движения за права женщин»
Мы рассматриваем гендер как социальный пол, точнее как половую репрезентацию личности в социальном поле. При данном понимании, когда пол - это предикат, который появляется только в рамках общественных отношений, происходит уравновешивание пола и гендера, но употребление гендера более обосновано, т.к. под полом у нас принято понимать конкретный биологический пол человека, в то время как биологический пол может не совпадать с социальным видением пола данного индивида, а значит должен описываться в другой, рефлексивной форме, в качестве таковой выступает гендер.
Включение индивида в социум на основе пола имеет два основания – конкретный биологический пол и имеющиеся в обществе стереотипы относительно пола. Таким образом, вначале происходит репрезентация социуму тела индивидуума, его объективация для социальной практики, а затем в зависимости от того, с каким объектом социум имеет дело он применяет различные репрессивные практики, для изменения личности в соответствии с гендерными стереотипами имеющимися в данном обществе. Общество не представляет собой некую единую общность раз и навсегда данную, a priori заданными установками относительно пола, но некоторую систему отношений на основе экономического базиса, который дифференцирует индивидов в зависимости от их принадлежности к классу и группе. Однако в каждом классе и группе мы будем обнаруживать, кроме отношений на основе производства, так же отношения на основе пола. Здесь гендер - одна из форм индивидуальной и инертной практики. Практики, обусловленной особенностями конкретных экономических отношений, их историй (т.е. здесь мы имеем дело с двумя уровнями сложности - горизонтальной, наличными в данный момент отношениями, и вертикальной, исторической, которая дополняет наше понимание особенностей наличной ситуации) в данном классе, группе. Но ни один класс не может быть изолированной самодостаточной единицей, он есть только в контрпозиции к другим классам, а значит гендерные отношения внутри отдельных классов не являются изолированными и выходят за их пределы. Когда пролетарии и буржуа взаимодействуют на основе гендера, их взаимодействие обусловлено, во-первых, присущими каждому из этих классов особенностями, во-вторых, особенностями классовой борьбы на данный момент, в-третьих, особенностями индивидуальной практики на основе класса и гендера. При этом, отметая народ, общество, как целостность, мы утверждаем тотальность политической власти, диктатуры определенного класса, которая выстраивая экономические отношения в соответствии со своими потребностями изменяет и репрессию в отношении отдельных областей человеческой практики, изменяет социальные стереотипы, но любое подобное изменение наслаивается на инерцию сознания существовавшего до изменения. Взгляд на сексуальность у нашего и у поколения наших родителей разнится, естественно не до степени антагонизма, но противоречие существует. Что, естественно, создает дополнительную сложность понимания динамики отношения на основе гендера.
Итак, мы пришли к мысли, что гендерные отношения, существующие во всех группах общества не являются изолированными от практики этих групп внутри социального поля на основе экономических отношений существующих в данном обществе на данный момент, а так же опосредованных исторической составляющей этих отношений. В связи с этим мы утверждаем, что гендерные отношения, во-первых, не могут быть рассмотрены изолированно без рассмотрения ситуации класса или группы, в которой они происходят, а так же индивидуальной историчности субъектов гендерного взаимодействия (т.е. экзистенциального психоанализа), во-вторых, социальная практика на основе гендера не может быть изолирована от классовой борьбы и может идти только и исключительно в ее рамках, уничтожение дискриминации по полу не может быть достигнуто в рамках общества, в котором эксплуатация человека человеком является естественной.
Latur, ВКПБ-Минск