Дополнение.
Чтобы правильно понять критические высказывания о профессорах философии и о
философии, которую они преподают, надо помнить, в какое время это было сказано,
а также обратить внимание на некоторые слова. Ленин вслед за Дицгеном критикует
большую часть профессоров философии, а не всех профессоров без исключения. Он
отвергает их философию, но не философию вообще. Он даже советует изучать их
философию, чтобы выработать альтернативную философскую практику и применять ее
на деле. Вследствие этого надо констатировать три факта, на которые время и
обстоятельства существенно не влияют:
1. Профессора философии - это преподаватели, то есть интеллигенты, работающие в
рамках данной системы образования, подчиненные этой системе и в массе своей
выполняющие социальную функцию по вдалбливанию учащимися "ценностей
господствующей идеологии". Если в учебных или иных подобных учреждениях может
возникнуть ситуация, позволяющая отдельным профессорам обратить процесс
преподавания и собственное мышление против предустановленных "ценностей", это не
меняет суммарного результата деятельности профессоров по распространению
философского знания. Философы - это представители интеллигенции, а стало быть,
мелкой буржуазии, и в массе своей они подчинены буржуазной и мелкобуржуазной
идеологии.
2. Вот почему господствующая философия, чьими представителями или проводниками в
массе своей являются преподаватели философии (даже когда пользуются "свободой
критики"), подчинена господствующей идеологии, которую Маркс в "Немецкой
идеологии" определил как идеологию господствующего класса. В этой идеологии
господствует идеализм.
3. Такое положение дел с мелкобуржуазными интеллигентами, преподающими
философию, и с философией, которую они преподают или же воспроизводят в
собственной трактовке, не исключает того, что отдельные интеллигенты смогут
преодолеть табу, тяготеющие над интеллигентской массой, и, если они философы,
открыть для себя материалистическую философию и революционную теорию. Об этой
возможности упоминается уже в "Манифесте коммунистической партии". Ленин тоже
так думает, более того, он считает, что поддержка таких интеллигентов необходима
рабочему движению. Седьмого февраля 1908 года Ленин писал Горькому: "Значение
интеллигентской публики в нашей партии падает: отовсюду вести, что интеллигенция
бежит из партии. Туда и дорога этой сволочи. Партия очищается от мещанского
сора. Рабочие больше берутся за дело. Усиливается роль профессионалов-рабочих.
Это все чудесно..." Горький, к которому Ленин обратился за поддержкой, не
согласен с этим мнением. Ленин отвечает ему в письме от 13 февраля 1908 года: "Я
думаю, что кое-что из возбужденных Вами вопросов о наших разногласиях - прямо
недоразумение. Уж, конечно, я не думал "гнать интеллигенцию", как делают
глупенькие синдикалисты, или отрицать ее необходимость для рабочего движения. По
всем этим вопросам у нас не может быть расхождения". Но зато в этом же письме
проявляются расхождения в философии: "Насчет материализма именно как
миропонимания думаю, что не согласен с Вами по существу..." Этого следовало
ожидать, ведь Горький выступал в защиту эмпириокритицизма и неокантианства.