Главная  Рефлексия

 

 

Правда о сионизме

 

В современной России среди представителей так называемой “оппозиции” отношение к сионизму однозначно негативное. Например, дремучий потомок “охотнорядовцев” из какой-либо современной “патриотической” организации поведает вам о “Протоколах сионских мудрецов”, о страшных жидах, пьющих кровь христианских младенцев и прочее. Более – менее просвещенный коммунист-интернационалист скажет, что трудящийся еврей нам друг и брат, но вот сионист – совсем другое дело… Далее, обычно, следует пересказ соответствующей статьи из Большой советской энциклопедии или подобных изданий, что “сионизм -  реакционная шовинистическая идеология и политика еврейской буржуазии. Характерные черты сионизма – воинствующий шовинизм, расизм, антисоветизм”. (Кстати, любопытно, что в “Политическом словаре”, изданном при И.В. Сталине, в 1940 году, о сионизме ни слова…).

Что же такое сионизм на самом деле? Насколько верны “страшилки”, распространяемые о нем?

 

Начало еврейской колонизации Палестины

 

Сионизм возник в 1897 году как еврейское национально-освободительное движение. Целью первоначального сионизма было не просто создание еврейского государства, но государства, основанного на идеях социальной справедливости, на идее возвращения еврейского народа к производительному физическому труду и т. д. История сионизма, приведшая к созданию государства Израиль в 1948 году, была тесно связана с попыткой реализации социалистических идеалов так, как их понимали социалистические сионистские партии.. "Только на Святой земле можно обеспечить условия для нормального развития еврейского пролетариата, который станет авангардом борьбы с еврейским и международным капиталом", - доказывал в начале XX века один из идеологов сионизма Бер Борохов. Он возглавлял в Полтаве еврейскую марксистскую организацию "Поалей-Цион" ("Рабочие Сиона").

Итак, с  самой революции 1917 года социалистические круги еврейской Палестины смотрели на Советскую Россию как на модель своего собственного социального эксперимента. В свою очередь, в сталинском СССР в 20-е – 30-е годы руководство страны весьма положительно оценивало еврейскую колонизацию Палестины, считая, что, во-первых, это будет ударом по колониальной империи Великобритании, во-вторых, что молодое сионистское государство будет социалистическим.

Спецслужбы СССР, поддерживая сионистов, направляли в Палестину своих кадровых работников. Леонид Ганкин (“Коммерсант-власть”, 26. 10. 1999) рассказывает о советском агенте в Палестине, который попал в ортодоксальную общину, а сам не знал даже основ иудаизма. Когда это обнаружилось, он был вынужден признаться, что является кадровым чекистом. Тогда совет общины постановил: дать товарищу надлежащее религиозное образование. Причем авторитет советского агента в общине резко вырос. СССР - братская страна, рассудили поселенцы, какие могут быть от нее секреты? Также, в качестве свидетельства можно сослаться на Наталью Сац, которая в своих мемуарах вспоминает, что, будучи в гостях у Луначарского, высокопоставленный чекист и резидент советской разведки в Иране и Турции Яков Блюмкин рассказывал ей о своей нелегальной работе на палестинских территориях, где он занимался организацией сионистского антиарабского подполья и, кстати, говорил как об очевидном, что любая еврейская страна сразу после своего возникновения должна стать социалистической (Н.Черноряжский, “Маски сброшены”, …).

Помимо оперативных кадров, посылаемых в Палестину для помощи радикалам-сионистам, СССР в тот период фактически способствовал масштабным контрабандным поставкам оружия для экстремистских еврейских организаций. Кроме того, была создана известная организация Хагана, возглавляемая выходцем из России Владимиром Жаботинским, которая при помощи советских специалистов наладила производство оружия в тайных мастерских на территории самой Палестины.
Руководители СССР прекрасно сознавали, что сионистское движение является национально-освободительным социалистическим движением, которое боролось против тогдашнего британского империализма и арабской феодальной реакции. Действительно, не только в Англии, но и в США высказывались серьезные опасения в том, что еврейское государство окажется прокоммунистическим советским сателлитом и создаст прямую угрозу Западу. В русской эмигрантской прессе сионизм иногда даже приравнивался к сталинизму.

 

Советская помощь созданию государства Израиль

 

Израильский политолог и дипломат (он побывал в 1960-х годах 1-м секретарем посольства Израиля в СССР) Йосеф Говрин, которого нельзя заподозрить в преувеличении сталинских заслуг перед еврейским государством, показал в своем исследовании истории израильско-советских отношений, что СССР сыграл главную роль в создании Израиля: “Позиция Советского Союза, высказанная в решительной форме, оказала определяющее влияние на формирование решения... которое привело к прекращению действия британского мандата на Палестину и провозглашению государства Израиль... Советский Союз признал Израиль де-юре 17 мая 1948 года. Он был первой страной, полностью признавшей Израиль”.

14 мая 1947 года на специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по вопросу о Палестине с большой речью выступил постоянный представитель СССР при ООН Андрей Громыко. В ней будущий министр иностранных дел СССР сказал: "Еврейский народ перенес в последней войне исключительные бедствия и страдания... На территории, где господствовали гитлеровцы, евреи подверглись почти полному физическому истреблению - погибло около 6 миллионов человек". И далее Громыко заявил: "То обстоятельство, что ни одно западноевропейское государство не оказалось в состоянии обеспечить защиту элементарных прав еврейского народа и оградить его от насилия со стороны фашистских палачей, объясняет стремление евреев к созданию своего государства. Было бы несправедливо не считаться с этим и отрицать право еврейского народа на осуществление такого стремления". Через несколько дней после провозглашения 14 мая 1948 года Государства Израиль правительство СССР приняло решение о его официальном признании.

Важно учесть, что вплоть до дня провозглашения государства Израиль США отстаивали совсем иную программу, согласно которой Палестина должна была стать особой территорией под опекой ООН и “управляться назначаемым ООН генерал-губернатором. Учитывая используемую США в тот период машину голосования, генерал-губернатором вполне мог стать американский ставленник”.

 

Война за независимость

 

14 мая 1948 года Государство Израиль было официально провозглашено, а уже на следующий день соединенная армия арабских стран напала на Израиль. 15 мая, еврейские города и села подверглись варварским бомбардировкам с воздуха. Только в ходе налета египетской авиации на Тель-Авив 18 мая 1948 года погибло 42 человека.

 

Советский Союз немедленно оказал поддержку молодому сионистскому государству. В ООН представитель СССР резко осудил вторжение арабских армий на территорию Израиля и призвал к их немедленному выводу (прения в Совете Безопасности ООН от 27 — 28 мая).

 

Но гораздо более весомая, чем дипломатическая, была помощь военная. СССР разрешил Чехословакии продать Израилю собранные из оставшихся после войны запчастей истребители “Мессершмит”. Первые самолеты прибыли 20 мая 1948 года, а уже 29 мая летчики-добровольцы и израильтяне на новых самолетах нанесли удар по врагу. Тем самым израильские ВВС навсегда захватили господство в воздухе, что в значительной степени повлияло на победоносное завершение Войны за Независимость...

Некоторые злые языки пытаются преуменьшить размеры оказанной через Чехословакию советской помощи Израилю. В частности эти клеветники утверждают, что из-за того, что “Мессершмиты” были укомплектованы “неродным” маломощным юнкерсовским мотором у истребителей резко ухудшился обзор, упала скорость, барахлила система синхронной стрельбы через винт, самолеты часто бились…  Кроме того, самолеты были переданы не безвозмездно, а проданы по бешенным ценам!

Но, можно ли упрекать СССР, понесший невероятные материальные потери в недавно закончившейся Великой Отечественной войне, в том, что помощь, оказанная через Чехословакию, имела не совсем уж бескорыстный характер?

Кроме того, нужно отметить, что США в тот момент вообще наложили эмбарго на продажу оружия Израилю. А, что касается летно-тактических качеств поставляемых Израилю самолетов, то, несмотря на их низкие летные характеристики, эти машины с неожиданным успехом действовали против более качественного египетского вооpужения, включавшего последние модели английских истребителей Spitfire. Этот результат был достигнут за счет превосходства в мастерстве и моральных качествах израильтян и иностранных пилотов-добровольцев.

Помимо самолетов СССР и его союзники поставляли в Израиль и другое вооружение, а также нефтепродукты.

Резюмируя помощь сталинского СССР Израилю в то время, стоит процитировать воспоминания непосредственной участницы событий 1947—1948 годов — Голды Меир, которая была первым послом Израиля в СССР, затем министром иностранных дел и, наконец, премьер-министром. Четверть века спустя, в 1973 году, она писала: “Как бы радикально ни изменилось советское отношение к нам за последующие двадцать пять лет, я не могу забыть картину, которая представлялась мне тогда. Кто знает, устояли бы мы, если бы не оружие и боеприпасы, которые мы смогли закупить в Чехословакии?”

 

Социалистическое строительство в Израиле – кибуцы

 

Наибольшим успехом социалистического строительства в Израиле можно считать знаменитые “кибуцы”.

В экономическом отношении кибуц (на иврите значит община) — это производственное объединение с полным обобществлением средств производства и коммунальной организацией быта.

Первый кибуц (“Дегания”) был создан на южном берегу Тивериадского озера группой молодых приверженцев социалистических идей ещё в 1910 г. Эксперимент оказался удачным, и к 1922 г. на территории будущего Израиля насчитывалось уже 19 кибуцев, в 1936 г. — 46. Пик кибуцного движения пришелся на период образования государства Израиль, то есть на самую середину ХХ в. (Г.Д. Костинский…..)

Паруса молодого кибуцного движения надувал особый дух тогдашней эпохи, соединявший энергию сионизма, социализма и молодежного романтизма. Сионизм усматривал в кибуцном движении одно из средств укоренения евреев на их исторической родине. В упорном сельскохозяйственном труде и привязанности к земле виделся ключ к возрождению государственности еврейского народа. Коллективный труд и быт должны были побороть порожденные капитализмом человеческие пороки — стяжательство, индивидуализм, зависть к соседу.

В кибуце средства производства находятся в коллективной собственности. Земля принадлежит государству, но кибуц вправе полностью ею распоряжаться до тех пор, пока существует.

Молодые энтузиасты, приехавшие в Палестину в конце XIX — начале XX в., грезили о новом общественном устройстве, основанном на равенстве и взаимопомощи. Идеология кибуцев соответствовала идеологии социализма, отрицающей эксплуатацию человека человеком. Основной принцип кибуцной жизни — от каждого по способностям, каждому — в зависимости от возможностей кибуца.

Никакой зарплаты или премиальных членам кибуца не платят. Люди получают необходимое из общего фонда независимо от личного трудового вклада. Получают многое, но отнюдь не все, что хотелось бы. Дело в том, что базовый кибуцный принцип провозглашает: “или каждому — или никому”. Поэтому кибуц не в состоянии обеспечить всех членов, скажем, собственной автомашиной. Автомобиль остается вне распределяемых кибуцем благ.

В управлении кибуцем господствует принцип прямой демократии. Каждый член кибуца участвует или, во всяком случае, имеет право участвовать в решении всех вопросов. Высший орган власти кибуца — общее собрание. Оно формирует социальную и экономическую политику кибуца, утверждает бюджет, принимает в кибуц новых членов. На собраниях выбирают комиссии (жилищную, финансовую, планово-экономическую и др.). Председатели основных комиссий вместе с главой кибуца (он именуется “секретарем”) образуют орган исполнительной власти — “правительство” кибуца.

В 1998 году обитатели кибуц составляли 22% полумиллионного сельского населения страны. Но, при этом, кибуцы давали примерно 40% сельскохозяйственной продукции Израиля, зримо демонстрируя преимущества коллективной собственности над частной! Возникнув как сельскохозяйственные поселения, кибуцы позднее расширили свою деятельность. Сейчас сельское хозяйство приносит кибуцам лишь четверть их доходов. Нынешние кибуцы — это многоотраслевые экономические единицы. Практически все обзавелись хотя бы одним промышленным предприятием, но обычно несколькими. На кибуцы приходится до 9% израильского промышленного производства и промышленного экспорта.

Чаще всего встречаются предприятия металлообработки и пищевой промышленности. Нередко продукцию своей пищевой промышленности (молочные, мясные изделия, консервы и т. п.) кибуцы реализуют в собственных “фирменных” магазинах и супермаркетах, которые строят неподалеку, вдоль бойких шоссейных магистралей. Завтракают и обедают кибуцники обязательно вне дома, совместно, в общей столовой. Разделение трапезы с другими людьми было и остается характерным символом кибуцной жизни.

Итак, кибуцы весьма близки даже не к советским колхозам, а к сельскохозяйственным коммунам, которые пытались  создавать на территории России в первые годы советской власти. Но в России эксперимент с коммунами не имел успеха. Распределение производимого продукта без учета трудового вклада работника, коммунализация быта вызвали резкое падение производительности труда. Грубо говоря, несознательные коммунары хотели работать поменьше, а получать побольше, а в отношении быта – предпочитали трапезничать за собственным столом, а не в просторной и чистой коммунальной столовой… Пришлось перейти к распределению “по труду”, что и было осуществлено в колхозах и совхозах.

Почему повалившийся в России эксперимент удалось осуществить в Израиле? Что тут оказалось первостепенным – национальный менталитет, более благоприятные природные условия? По-видимому, разрешение этого вопроса еще ждет своих исследователей…

 

 

Советско-израильские межгосударственные отношения

 

В Палестине, и особенно после создания государства Израиль, были исключительно сильные симпатии к СССР как к государству, которое, во-первых, спасло еврейский народ от уничтожения во время второй мировой войны, а во-вторых, оказало огромную политическую и военную помощь Израилю в его борьбе за независимость.

В Израиле пользовались горячей любовью СССР и его тогдашний вождь, товарищ Сталин И.В. и подавляющее большинство израильтян просто не хотело слышать никакой критики в адрес СССР.

Сын знаменитого разведчика Э. Бройде-Треппер, писал, что “многие израильтяне боготворили Сталина... Даже после доклада Хрущева на ХХ съезде портреты Сталина продолжали украшать многие государственные учреждения, не говоря уже о кибуцах” (Вадим Кожинов “Россия. Век XX (1939-1964) Опыт беспристрастного исследования”).

К сожалению, после смерти Сталина И.В., с 1955 года началась односторонняя поддержка СССР арабских стран в арабо-израильском конфликте, хотя арабские страны не скрывали своего желания уничтожить Израиль. Поддержка эта сопровождалась не только поставками оружия. Израиль стал систематически представляться беспричинно агрессивным государством, а арабские страны миролюбивыми жертвами неспровоцированной агрессии (М.Агурский. Ближневосточный конфликт и перспективы его урегулирования, “Наш современник”, №6, 1991г.). Замалчивалось, что арабские страны (тогда все без исключения) отрицали право Израиля на существование. В особенности искажалась позиция президента Египта Насера, который наиболее энергично призывал к уничтожению Израиля.

Замалчивались акты арабского террора, а поэтому все ответные акции Израиля выглядели в глазах советского человека проявлениями злостной агрессивности по отношению к миролюбивым странам.

Первая крупная ответная военная операция   Израиля—Синайская   кампания 1956 года,—вызванная непрестанным террором на границе с Египтом, была представлена как не оправданная ничем агрессия против мирного Египта.

Нельзя, однако, утверждать, что, после ряда военных компаний оказавшись в положении вынужденного оккупанта, Израиль повел себя самым благоразумным образом. Разгорелись великодержавные аппетиты, появились мечты о большом Израиле, возникли нездоровые мессианские настроения, воинственный национализм, шовинизм и мания национального величия. Это было грозным симптомом. Все более тесным становился военно-политический альянс Израиля с США. В то же время не имелось никакой цементирующей идеологии, которая связывала бы евреев Израиля и арабов контролируемых территорий. Было лишь два фактора, обеспечивавших временную относительную устойчивость: военная сила Израиля и огромные экономические преимущества, которые получило арабское население западного берега Иордана и сектора Газы в результате их включения в экономическую систему Израиля.

 

Некоторые итоги

 

Таким образом, из всего изложенного можно сделать вывод, что во времена Сталина И.В. руководство СССР не имело ничего против сионизма и рассматривало его как одно из национально-освободительных движений, направленных против мировой колониальной системы и мирового империализма в целом. Кроме того, были весомые основания считать, что сионизм весьма близок социализму. К сожалению, Израиль не стал социалистическим фортпостом на Ближнем Востоке и надежным союзником СССР. Но нечто подобное произошло и со многими другими национально- освободительными движениями, которые поддерживал СССР. В ожесточенной борьбе за передел сфер влияния между империализмом и социализмом победа не всегда доставалась нам.

 

 

Владимир АНДРЕЕВ, РКРП Москва

 

Главная  Рефлексия

Hosted by uCoz