Главная  неомарксизм

Марксизм мертв? Марксизм бессмертен!

  В коммунистическом движении можно столкнуться с обеспокоенностью по двум принципиальным феноменам, касающимся этого движения, касающимся не в идеологическом, но в объективном плане. При этом многие коммунисты разыгрывают полную беспомощность перед этими феноменами, на то есть совершенно объективные причины.

Что же это за два феномена:

1 Неуклонное старение членов компартий, с неизменным преобладанием людей пенсионного и предпенсионного возраста.

2 Принципиальное отсутствие преподавания марксизма на кафедрах философии.

Что же кажется опасным для коммунистов – старение приводит к неизменному возрастанию некрологов на товарищей, ценные[1] кадры выбывают из борьбы, одновременно с этим пополнения партийных рядов, такого, которое необходимо, не происходит, зачастую мы можем наблюдать перетекание людей из одной партии в другую, что принципиальной картины не меняет. По какой-то нам неведомой причине среди некоторых товарищей распространено мнение, что притока молодежи не происходит по причине отсутствия кафедр марксизма-ленинизма в ВУЗах. Какой марксизм-ленинизм преподавали в ВУЗах до перестройки – тема отдельного разговора, следует только заметить, что молодые преподаватели в силу этого преподавания занимаются теперь постмодернизмом. Видимо стоит разобраться с обоими этими феноменами с диалектических позиций, проследить их развитие и итог, к которому они могут привести.

Сразу стоит заметить, что эти два повода для беспокойства, скорее могут служить поводами для воодушевления. Видимо не стоит рассматривать вымирание коммунистов в отдельности, стоит прямо сказать – умирает советское поколение, поколение, воспитывавшееся ревизионистами. Умирая, оно уносит с собой весь груз ревизионизма, но еще больше социал-империализма, оно уносит с собой интерпретации марксизма и положительные, и отрицательные.

И одновременно с агонией этого старого приходит совершенно новое поколение, которое никогда толком не сможет понять структуры советских отношений. Мы наблюдаем, приход молодежи, которая никогда не соприкасалась с советским, молодежи заведомо изуродованной капитализмом и его системой образования[2]. Появление этого поколения и именно такого, какое оно есть, сопряжено со многими сложностями. Оно не такое, каким бы нам (марксистам) хотелось бы, но оно вполне может таким стать, и даже неожиданно лучше.  Будущее его является полностью открытым, при условии, что оно является несомненно капиталистическим поколением. Именно этот факт капиталистичности и является ключевым, ключевым в том плане, что если внутри данного поколения будет возникать критика[3] существующего общества (т.е. капитализма), то она не будет связана с советским периодом. Это будет именно аутентичная критика капитализма, на основе существования в капитализме. Как всякие марксисты мы понимаем, что само это существование в капитализме не может быть определяющим для появления именно марксистской критики, мы скорее должны видеть простор для развития фашистских[4] и мелкобуржуазных течений. Мы скорее должны быть настроены на встраивание поколения в капиталистическую систему, но при этом встраивание будет происходить с новых позиций, эти буржуа будут называть себя неолибералами, и мы будем наблюдать переламывание ситуации (в данном случае мы имеем в виду ситуацию в Беларуси) с «социально направленной» на «дикий капитализм». Именно эта улыбка «дикого капитализма» может и должна привести к переосмыслению всего капитализма вцелом.

Вполне обоснованно мы должны рассчитывать на две основные тенденции. Тенденция идущая снизу как неприятие капитализма, это несомненно будет классовое сознание в-себе, движение неявное и ненаправленное. Мы будем наблюдать появление стихийных организаций (организаций незрелых, как правило, фашистских и мелкобуржуазных). Вторая тенденция идущая сверху[5],  от интеллигенции. От интеллигенции несомненно буржуазной, несомненно продавшейся, но, как правильно заметил Сартр, само наблюдение за окружающем, «рабочими окраинами», живущими совсем другой жизнью, будет увлекать ее в левую мысль. Здесь мы, так же как и ранее, не можем рассчитывать на нечто определенное, скорее мы должны полагать весь спектр неопределенности. Мы получим множество качественных и некачественных исследований, призванных как оправдать, так и локализовать движение масс, эту тенденцию низов. Но именно стремление  кругов буржуазной интеллигенции отвергнуть, локализовать движение масс в угоду правящему капиталу, вызовет еще более ожесточенное противостояние второго лагеря интеллигенции. Именно здесь эта пролетарская интеллигенция и столкнется с марксизмом. Столкнется как бы случайно и внезапно, внезапно обнаружит себя внутри марксизма.

Выше мы, как могли, охарактеризовали предпосылки появления качественно иного сопротивления, хотя оно, по всей видимости, может быть соотнесено с движением новых левых и неомарксистскими теориями середины 20 века. Мы так же показали, что это сопротивление, являясь классом-в-себе[6], стремится себя оправдать. Поиск самооправдания будет полинаправленным, и происходить в каждой группе по-своему. Возможно, здесь стоит согласиться с Камю, что вначале человек верит, а потом становится марксистом, с поправкой, что человек вначале стремится, направляется против капитализма, а затем схватывает некоторую теорию. Теорию, которая, возможно, пришла к нему первой, и стала ведущей. Мы не будем здесь останавливаться на возможностях изменения этой ведущей теории и тем, как они происходят, мы просто констатируем это как факт. Первичный выбор не обязательно совпадет с первой теорией, но, соприкоснувшись с ней, он подберет ее – на время. Бытие определяет сознание, и возможности выбора между теориями и способностями их воспринять – различны. Но самое главное, что стоит заметить, для зарождающегося сопротивления – незашоренность, т.е. люди неподверженные ничему, кроме капитализма, но отвергающие его способны воспринять любую теорию в ее чистоте. Этот факт позволяет сопротивлению, как попасть в ловушку ревизионизма, так и с достоинством ее миновать. Они будут читать Маркса как Маркса, не сопоставляя его с другими интерпретациями. Соответственно, ели сопротивление выйдет на уровень марксизма, то это будет аутентичный марксизм. И этому правильному прочтению Маркса будут способствовать именно два феномена, с обеспокоенности которыми мы начали статью.

Отсюда у коммунистов должна сформироваться максимально активная позиция в отношении молодежи, направленная на зарождение как можно большего количества информационных очагов этой среде. Возможно даже с приоритетом количества над качеством на первом этапе.

А.Волин



[1] Хотя ценность в данном случае весьма сомнительна.

[2] См. А.Тарасов «Молодежь как объект классового эксперимента»

[3] А она несомненно возникает, мы это можем наблюдать уже сейчас.

[4] Фашистские организации множатся, множатся за счет работы с маргинальной молодежью (бонхеды (наци-скины), футбольные фанаты и пр.).

[5]В данном случае «верх» – простая условность, скорее попытка отразить большую сознательность данной тенденции.

[6] Следует отметить, что именно сопротивление, а не пролетариат, т.к. состоять оно, скорее всего, будет из недифференцированной массы (школьники старших классов, студенты, выпускники ВУЗов), по этой причине употребление словосочетания «класс-в-себе» выглядит не очень корректным.

 

Главная  неомарксизм

Hosted by uCoz